Как сделать метеостанцию своими руками для детей

Метеоплощадка представляет собой развивающее оборудование в виде укомплектованной уличной метеостанции, состоящей из  обучающих элементов: флюгера, метеобудки, солнечных часов и других интересных приспособлений. Как правило, метеоплощадку широко используют в дошкольных образовательных учреждения, детских садах. Но и во дворе уличная метеостанция будет иметь большой успех у ребятни.

Уникальность метеоплощадки заключается в том, что в игровой форме дети получают азы культурного общения с окружающим миром, вовлекаются в процесс непосредственного общения с природными явлениями. Эта методика обучения расширяет кругозор ребенка и формирует бережное отношение к природе, знакомит малышей с культурой края.

Не смотря на то, что в современном мире остается все меньше свободного времени на творчество, многие задаются вопросом: как сделать метеоплощадку своими руками. Благодаря широкому доступу к всевозможным интернет-источникам, получить подробную инструкцию по изготовлению метеостанции с подробным фото- и видеорядом не составит труда.

Мы готовы предложить вам подробный пошаговый алгоритм изготовления метеоплощадки своими руками.

Если у других получилось, я тоже смогу

Для того чтобы сделать своими руками что-то полезное, достаточно только желания! Все остальное: время, средства, идеи — найдется. Для начала давайте определимся с тем, из чего будет состоять наша метеоплощадка. Это важно для того, чтобы в дальнейшем рассчитать необходимые нам материалы и освободить пространство для работы и монтажа игровой метеостанции.

Из чего можно изготовить метеоплощадку своими руками

Почему движутся облака, с какой силой дует ветер, откуда берется вода в тучах — это далеко не полный список вопросов, которые задают дети. Можно и объяснить, но лучше — показать все наглядно. Чтобы ребенок мог пощупать, потрогать, измерить и, возможно, сам найти ответы на вопросы.

Итак, если вы решили сделать метеплощадку своими руками, мы предлагаем следующую комплектацию обучающей метеостанции:

барометр,

дождеметр,

ветровой рукав для измерения силы ветра,

флюгер,

солнечные часы,

рамка-определитель типов облаков.

Барометр для метеоплощадки своими руками


Нам понадобится:

— стеклянная банка,

— воздушный шарик,

— канцелярская резинка или скотч,

— бамбуковая шпажка или соломинка,

— цветная бумага,

— канцелярский зажим-прищепка

Что-то придется купить, что-то поискать в кладовке, гараже или кухонном шкафчике.

Принцип работы таков:

На горлышко пустой банки натягиваем шарик, закрепляем.

На кончик бамбуковой шпажки приклеиваем стрелочку из бумаги. Второй конец палочки с помощью скотча приклеиваем на шарик.

В прищепку вставляем полоску картона высотой с банку, на которой будем делать шкалу.

Устанавливаем шкалу так, чтобы стрелочка барометра показывала на нее, и карандашом или фломастером отмечаем показания.

При увеличении давления внешний воздух вминает внутренний вглубь, шарик прогибается, стрелочка поднимается. А при падении давления воздух в банке начинает давить на шарик изнутри, он вспучивается, стрелочка наклоняется вниз.

ВАЖНО: чтобы градуировать шкалу, начальные измерения самодельного барометра нужно сличать с показаниями настоящего (или с данными на сайте погоды, если обычного барометра в доме нет).

Конечно, такое приспособление не совсем прочное и очень скоро компоненты придется менять, но кое-что измерить все же удастся!

Дождеметр для метеоплощадки своими руками

На настоящих метеостанциях для измерения количества выпавших осадков используют специальный прибор — осадкометр. Он представляет собой укрепленное на вертикальном столбе дождемерное ведро, закрытое от ветра, и дождемерный стакан для измерения количества осадков.

Мы предлагаем изготовить упрощенный вариант и назовем его дождеметр.

Нам понадобится:

— пластиковый стаканчик (например, из-под сметаны),

— бельевая веревка,

— скрепка,

— мерный стаканчик.

Принцип работы таков:

Пластиковый стаканчик укрепляем на бельевой веревке с помощью скрепки. Бельевую веревку можно протянуть во дворе между деревьев или на лоджии (веранде в детском саду). Вот и все! Далее остается ждать дождя и измерять то количество осадков, которое собирается в стакане за сутки. Для этого воду переливаем в мерный стаканчик, показания записываем в блокнот.

НЕДОСТАТКИ:  если дождеметр установлен не на открытом месте, то при боковом ветре в измерительный стаканчик осадков попадает меньше, чем при встречном. Кроме того, из-за маленького объема самодельного дождеметра, подобное приспособление не способно измерить квадратный метр площади. Поэтому если с математикой вы на «ты», то можно либо прибегнуть к дальнейшим вычислениям, либо измерять относительное количество выпавших осадков. Например, какой из дней недели принес их больше, а какой меньше.

Ветровой рукав для метеоплощадки своими руками

Для изготовления метеоплощадки своими руками для дошкольного учреждения или для домашнего наблюдения за погодой и природными явлениями  также пригодится устройство для измерения силы ветра.

Ветровой рукав представляет собой конус из ткани. С его помощью определяют силу и направление ветра. Проще говоря: куда конус показывает — туда и дует ветер. А то, как сильно провисает ткань, показывает приблизительную его скорость.

Чтобы интереснее было наблюдать за «живым» рукавом, мы предлагаем сделать его ярким!

Нам понадобится:

— длинная узкая «труба» из яркой легкой ткани (хотя можно использовать и пакеты для мусора) общей длиной около пяти метров.

— прочный устойчивый каркас, к которому мы закрепим наш яркий конус. Он не только должен держать входное отверстие трубы всегда в открытом состоянии, но и свободно вращаться на некой оси. Ведь ему надо легко менять свое положение, чтобы показывать направление ветра. Предлагаем изготовить такую опору из проволочного кольца, закрепленного на гвозде. Гвоздь вобьем в деревянный столбик так, чтобы кольцо могло свободно вращаться вокруг него.

— для точного определения направление ветра сделаем «розу ветров», скрестив две палочки, и промаркируем ее в соответствии со сторонами света.

Ветровой рукав готов! Только обратите внимание, когда будете снимать показания, что метеорологическим направлением ветра считается направление обратное тому, которое показывает ветроуказатель.

НЕДОСТАТОК: прочность нашего ветрового рукава оставляет желать лучшего, ведь все сделано из подручных материалов, не опробовано при разной силе ветра, а потому в самый ответственный момент может рухнуть и испортить показатели. Но зная это, мы постоянно будем находиться рядом и страховать наше самодельное приспособление!

Флюгер для метеоплощадки своими руками

Еще один интересный прибор для уличной обучающей метеостанции, который можно сделать своими руками — флюгер. С его помощью определяем, с какой стороны дует ветер. Это приспособление можно сделать еще и очень красивым, если проявить фантазию!

Нам понадобится:

— две палки (одна из них легкая, тростниковая для стрелки флюгера),

— скотч,

— картон и кусочек металлической проволоки длиной около 15 см.

Принцип работы таков:

Вырезаем из картона стрелку (треугольник со сторонами 10, 10 и 5 см) и оперение (два параллелограмма со сторонами 10х7 см). Нижний край параллелограмма подгибаем на 1 см.
Тростинку, которая будет стрелкой флюгера, расщепляем с одной стороны
. Вставляем в щель наконечник. Скотчем перематываем продолжение тростинки, чтобы щель не пошла дальше и не расколола тростинку пополам.

Части оперения складываем загнутыми сторонами внахлест так, чтобы между ними можно было всунуть конец стрелки. И фиксируем их скотчем.

Находим центр тяжести стрелы.

Обматываем это место скотчем и делаем отверстие. В него мы будем вставлять металлический стержень — ось вращения. Обратите внимание на то, чтобы отверстие было в той же плоскости, что и наконечник и оперение стрелы.

В земле крепко фиксируем толстую палку. Верхушку ее лучше закрыть каким-то выпуклым и гладким колпачком — при вращении стрелка флюгера сползает по оси вниз, и если она ляжет на неровный верх палки, то стрелка остановится.

Определяем стороны света и отмечаем их на земле.

Самодельный флюгер готов! Теперь остается приноровиться, запастись терпением и научить малышей определять направление ветра.

Солнечные часы для метеоплощадки своими руками

Изготовить солнечные часы своими руками также не составит большого труда. Главное — иметь под рукой все необходимые материалы.

Нам понадобится:

— открытая поверхность,

— прочная ровная палка примерно сантиметров 50 высотой,

— мелкие предметы, например, ракушки,

— мел или то, чем можно разметить грунтовую поверхность.

Принцип работы таков:

Выбираем пустой участок, находящийся весь день на солнце. Устанавливаем на нем палку, вокруг расставляем метки (определяем их по настоящим часам). На место каждого часа кладем мелкий предмет, в нашем случае — ракушки. Когда количество часов будет полное и равное 12, прочерчиваем круг, соединяя метки. Наши уличные солнечные часы готовы.

НЕДОСТАТОК: такие солнечные часы, выполненные своими руками для уличной метеостанции, не мобильные. При меняющихся погодных условиях они могут испортиться: ветер раздует мелкие предметы, дождь смоет разметку. Но в качестве наглядного примера того, как определяется время посредством солнца и тени — это очень занятное приспособление.

Рамка-определитель типов облаков для метеоплощадки своими руками

Пожалуй, это приспособление — одно из самых необычных, интересных и сложных по исполнению, потому что требует от нас максимального творчества, усидчивости и фантазии. А еще — знаний типов облаков. Но раз уж мы с вами справились с предыдущими заданиями, изготовить рамку-определитель типов облаков для уличной метеостанции своими руками не составит для нас особого труда.

Нам понадобится:

— чистый лист ватмана или любой другой плотной бумаги форматом А3 (можно и А2),

— 10 картинок с фотографиями каждого типа облаков.

— фломастеры или карандаши,

— канцелярский нож или ножницы,

— бумажный клей.

Принцип работы таков:

Размечаем лист ватмана на 12 ровных частей.

Две центральные части оставляем пустыми. Здесь будем прорезать окошко для наблюдения за облаками. На остальные 10 частей наклеиваем картинки с изображением облаков.

Рамка-определитель облаков готова!

Уличная метеоплощадка на заказ

Как видите, изготовить метеоплощадку своими руками можно. У многих это получается даже неплохо. Хотя времени на это уходит много. Да и знание нужны, хотя бы начальные, чтобы, например, правильно определить стороны света или рассчитать количество выпавших осадков на один квадратный сантиметр площади. Безусловно, и это все можно найти в интернете. Главное — было бы желание! Одна лишь маленькая оговорка — ничего из вышеперечисленного не повлияет на прочность изготовленных конструкций. Что-то придет в негодность быстро, например, уличные солнечные часы после первого дождя.

Но есть способ обзавестись хорошей, прочной, яркой, интересной и безопасной детской метеоплощадкой, которая прослужит не один год и воспитает не одно поколение малышей!

Уличную метеостанцию можно приобрести на заказ в компании «Умничка». Здесь  профессионально занимаются изготовление развивающих метеоплащадок для дошкольных образовательных учреждений и детских садов.

Рассказывает руководитель компании «Умничка» Федор Будылдин: «Все хорошее когда-то было нашим увлечением. И первую метеоплощадку мы собирали, если можно так выразиться, своими руками. Сегодня наши развивающие метеостанции пользуются успехом по всей России. В детских садах Ханты-Мансийска и Нового Уренгоя ребята уже не первый год с удовольствием изучают экологию на уличных игровых метеостанциях. А мы в свою очередь понимаем, что основные пользователи нашего продукта – дети. Поэтому со всей ответственностью подходим к производству данного оборудования. Метеоплощадка – это уличная игра. После долгих тестирований и доработок наши технологи и дизайнеры смогли успешно реализовать этот проект и адаптировать его к любым погодным условиям. Каждое изделие прочное, безопасное, как экологически, так и технически».

Метеоплощадка от компании «Умничка» представляет собой развивающее оборудование в виде укомплектованной уличной метеостанции, состоящей из более чем 26 обучающих элементов. Комплектацию метеостанции можно выбрать индивидуально. Уличная игровая метеостанция имеет гарантийный срок и сертификаты, подтверждающие ее безопасность.

Если вы задумались о правильном и современном воспитании ребенка с помощью игровых метеоплощадок, то у вас есть два варианта.

Первый: найти информацию в интернете и самостоятельно изготовить домашнюю метеостанцию. В этом случае вы будете чувствовать себя первопроходцем. Потратите кучу нервов, времени и сил, прежде чем добьетесь качественного (или хоть какого-то) результата.

Второй: заказать метеоплощадку для дошкольных образовательных учреждений или домашнего использования в компании «Умничка». Здесь для вас подберут подходящую вашим пожеланиям комплектацию обучающей метеостанции из качественных материалов. Вы сэкономите время, силы и нервы, и сможете быть уверены в том, что метеостанция прослужит долго!

Готовая метеоплощадка для Вашего учреждения от российского производителя >>>  (посмотреть)

 

 Мастер — класс от     Компании «Умничка» — первого регионального производителя развивающего оборудования.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3
. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5
. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Каждый день мы с Катей слышим в прогнозе погоды по радио: «выпало столько-то миллиметров осадков». И как-то она у меня спросила: что это значит? А заначит это то, что метеорологи (ученые, изучающие состояние погоды) посчитали, сколько килограммов воды выпало на поверхность земли площадью 1 квадратный метр. Сделали они это с помощью прибора — осадкометра. Вот мы с Катей и решили сделать упрощенный вариант осадкометра дождемер, — своими руками прямо на балконе. Мы тоже будем изучать количество выпавших осадков! Благо погода сейчас стоит самая подходящая — в один день и дождь, и солнце и даже снег идет! Такое раздолье для метеорологических наблюдений! 

Как сделать дождемер

Настоящий метеорологический прибор осадкометр представляет собой укрепленное на вертикальном столбе специальное дождемерное ведро, закрытое от ветра с помощью планочной защиты. Плюс дождемерный стакан для измерения количества осадков. Если защиты от ветра нет, то этот более простой по конструкции прибор называют дождемер. Именно его мы и решили сделать.

Для этого мы использовали пластиковый стаканчик из-под сметаны, который укрепили на проволоке для сушки белья — она у нас выступает далеко за лоджию, поэтому ни козырек лоджии, ни крыша не мешают дождю свободно туда попадать. Конечно, есть у нашего прибора существенные недостатки. Главный — это то, что при боковом ветре от дома дождя в него попадает меньше, чем при ветре на дом. Но с этим пришлось смериться — у нас пока нет возможности поставить стакан где-нибудь на открытом месте, где измерения будут более объективными. А второй недостаток — у нас стаканчик маленький, меряет он не квадратный метр площади, а гораздо меньше. Но тут можно или вычислить его площадь  и умножать на соответствующий коэффициент. Или поступить еще проще — нам же не надо точное значение осадков, — поэтому можно измерять относительное их количество: какой день принес их больше, а какой меньше. Поэтому для домашних наблюдений такой прибор вполне подойдет.

Вот так выглядит наш дождемер

Итак, мы прикрепили наше дождемерное ведерко как можно дальше за окно и стали ждать, что будет. Метеорологи измеряют количество осадков каждые 12 часов — в 9 и в 21 час по Гринвичу. Мы не стали делать это так строго и просто проверяли утром количество воды, которое собралось в стакане за сутки. Для этого воду переливали в мерный стаканчик, определяли показания и Катя записывала результаты на бумаге.

Кажется, что дождь шел так долго, а воды в стакане совсем немного!
Если ее перелить в мерный стакан, то в нем будет 15 мл осадков

Когда таких результатов наберется достаточное количество, то по ним мы сможем найти ответы на различные вопросы о погоде: какой день в неделе (месяце, годе) был самым дождливым? Как отличаются разные месяцы и годы по количеству осадков? Сколько осадков в среднем за неделю (месяц, год) получает почва в нашей местности? И т.п. и т.д.

Год мы с Катей, конечно, не продержимся 🙂 Но пару недель наблюдения вести будем.

Это поможет почувствовать себя настоящими учеными-метеорологами и понять, какая непростая у них профессия, сколько она требует труда и терпения.

А здесь можно почитать других занятиях для детей по профессиям: о том, как Катя на собственном опыте изучала профессии

манекенщицы

и

моряка

, и как сделать ЛЭПБУК «

ПРОФЕССИИ

» для детей. 

Наблюдения за природой являются важной частью развития ребёнка по системе Монтессори. Вместе с детьми организуйте на дворе школы или дома небольшую метеостанцию, оснащённую флюгером, термометром, гигрометром и осадкомером.

Флюгер своими руками

Изготовьте и установите на высоком шесте флюгер и расскажите детям, как определять направление ветра. Возьмите гладкую палку и вбейте в один из её концов длинный гвоздь. Вырежьте из плотного картона флажок и заламинируйте его, чтобы не промокал при дожде.

Край флажка оберните вокруг гвоздя так, чтобы он мог свободно вращаться при дуновении ветра. Сделайте из тонких проволочек стрелки, указывающие на юг, север, запад и восток и закрепите их на палке. Флюгер готов. Установите его на вашей метеоплощадке, сориентировав стрелки по сторонам света.

С детьми постарше (6–9 лет) изготовление флюгеров замечательно вписывается в уроки по географии, когда вы рассказываете, как образуются ветра, как использовали знания о них первые мореплаватели, что означают ветры на «конских широтах», что такое пассаты.

Моряки, зная о пассатах — устойчивых ветрах, дующих в тропических поясах, — называли их «торговыми ветрами», потому что с их помощью торговые корабли-парусники (тогда ещё не были изобретены двигатели) пересекали Атлантический океан. На парусниках везли товар из Европы в Америку.

Субтропические ветры между 30 и 38 параллелями южных и северных широт были настолько лёгкими, что парусники вставали в штиль. Приходилось месяцами ждать подходящего ветра. Часто ожидания затягивались на 3–5 месяцев. У моряков заканчивалась пресная вода и еда, и им приходилось питаться лошадьми, которых перевозили в больших количествах из Европы. Поэтому эти широты прозвали «конными».

Используя флюгер, дети отмечают в своих календариках наблюдения за погодой направление, силу и смену ветра. Таким образом мы не просто знакомим их с основными метеорологическими приборами, но и с методикой и техникой наблюдений и обработки результатов.

Термометр своими руками

Установите на метеоплощадке большой термометр и научите детей читать значения температур воздуха. Эта работа является также подготовкой для понимания концепции отрицательных чисел в математике, которая предлагается детям 9–12 лет в школе Монтессори.

Малыши 3–6 лет с удовольствием изготовят собственные термометры из картона и цветных ниток. Для этого:

  1. Посередине белой полоски картона шириной 4–6 см наносят шкалу термометра (выше и ниже нуля).
  2. Соединяют вместе красную и синюю (белую) нити.
  3. В верхнем и нижнем концах шкалы делают отверстия и пропускают через них концы ниток, связав их с обратной стороны.

Сверяясь с настоящим термометром, ребята двигают нить на своих самодельных градусниках, устанавливая и записывая значения температур в календарики погоды.

Гигрометр своими руками

Следующим прибором детской метеостанции является гигрометр — прибор для измерения влажности воздуха. Для его изготовления гигрометра понадобятся:

  • прямоугольный кусок деревянной дощечки или пенопласта;
  • две канцелярские кнопки;
  • скотч;
  • человеческий волос длиной около 10 см;
  • отрезок тонкой проволоки.

Укрепите на дощечке две кнопки на расстоянии примерно 8–10 см. К нижней прикрепите проволоку так, чтобы она могла приходить в движение, то есть нетуго. К верхней кнопке прикрепите кончик волоса, затем протяните его вокруг проволоки и закрепите на верхней кнопке. Прибор готов.

Расскажите детям, как человеческий волос реагирует на влажность воздуха, становясь короче или длиннее. При высокой влажности он удлинится, опустив таким образом стрелку вниз; при низкой влажности, наоборот, волос станет короче и поднимет проволочную стрелку вверх. Это свойство волоса и использовано для изготовления гигрометра.

Осадкомер своими руками

Дополнит вашу метеоплощадку осадкомер — прибор для измерения жидких и твёрдых осадков (града). Возьмите обычное ведро, установите его на небольшой возвышенности (тумбе, табурете). Накапливаемые осадки сливаются в мерный стакан со шкалой. Результаты дети заносят в свои календарики.

Метеостанция, построенная своими руками — это не только часть предметно-развивающей Монтессори-среды, но и увлекательная и познавательная возможность наблюдать за погодой и вести журнал наблюдений.

Обсуждая с детьми погоду, можно расширить тематику и рассказывать им о современных профессиях, зависящих от погодных условий. С детьми постарше (8–9 лет), в рамках Монтессори-программы по экономической географии, мы говорим о том, как климатические условия в целом влияют на экономику разных стран.

Читать по теме:

Сезонные проекты в Монтессори

Автор: зам.зав. по ВиМР Филевич Н.Д. и творческая группа детского сада.

Цель работы: создание  элемента экологической тропы -метеоплощадки , как  части предметно-пространственной  среды для  развития познавательно-исследовательских способностей дошкольников.

Дидактические задачи:

1.Познакомить детей  с метеоплощадкой и специальными приборами : компасом, термометром,  барометром, дождемером,  ветряным рукавом,  флюгером, солнечными часами;

  1. Обучать детей снятию показаний приборов; 

3. Дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца;

4. Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;

5.Формировать представления о четырех частях света;

6. Познакомить  детей с профессией гидрометеоролога.

Описание

Метеоплощадка — это  специальный участок местности на территории детского сада, на котором установлено метеорологическое оборудование для элементарного прогнозирования погоды.

Метеорологическое оборудование детской метеоплощадки:

Барометр — прибор для измерения атмосферного давления.

Термометр – прибор для изменения температуры воздуха.

Флюгер — прибор для определения направления и силы ветра.

Дождемер– прибор  для измерения количества осадков.

Термометр- прибор для измерения температуры воздуха.

Ветряной рукав— прибор для измерения силы ветра.

Солнечные часы — прибор для  определения времени.

Основные требования к организации

метеоплощадки.

Метеоплощадка является важным элементом экологической тропинки. Она должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами,с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов.Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений,практических работ, организовать систематические наблюденияза погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а такжеизучение микроклимата территории детского сада.Для устройства метеоплощадки необходима площадь размером 30 м², желательно, чтобы рядом не было строений, высоких деревьев, которые могли бы препятствовать свободному перемещению воздушных масс и выпадению осадков. Для удобства проведения наблюдений прокладывают дорожки шириной 40-50см. Специальное оборудование необходимо расположить компактно на двух металлических стойках, что  позволит детям в доступной форме, самостоятельно или с помощью воспитателя вести наблюдение за изменением параметров погоды, а также наблюдать и оценивать изменения внешнего вида  окружающих площадку объектов экологической тропинки в зависимости от времени года.

Наблюдения на метеоплощадке проводят ежедневно в 8 часов утра.

Барометр прибор для измерения атмосферного давления (высокое давление означает хорошую погоду,  низкое — облачную и дождливую).

Детский барометр выполнен на отрезке доски размером 15 х 30 х 2 см.

При этом принцип работы основан на наблюдениях таежных охотников за поведением хвойных пород деревьев перед переменой погоды. Параллельно (не касаясь) доске закреплен отрезок сухой очищенной от коры еловой ветки таким образом, чтобы боковая ветка в пасмурную погоду находилась в положении параллельном земле. Свойство ветки отклонятся при изменении атмосферного давления использовано в этом «приборе», при этом опытным путем определено ее положение в различную погоду.

Для обеспечения наглядности и доступности понимания показаний прибора шкала выполнена в виде аппликации из непромокаемого материала, которая отражает три вида погодных условий:

«тучка с дождинками» – к снижению атмосферного давления и дождю;

«тучка, закрывающая солнышко» – к повышению атмосферного давления и переменной облачности;

«светящееся солнышко» — к высокому давлению и солнечной погоде

Дождемер — метеорологический прибор для измерения количества осадков.

Он выполнен из прозрачного пластикового ведерка, имеющего плоское дно и отрезанного от прозрачной пластиковой пятилитровой канистры «горлышка», которое как обыкновенная лейка установлено в ведро и неподвижно закреплено пластмассовой «ручкой» ведерка путем продевания «ручки» сквозь «горлышко». В передней части прибора закреплен отрезок линейки с нанесенной миллиметровой шкалой таким образом, чтобы начало шкалы совпадало с сечением дна ведерка. Местоположение прибора на стойке выбрано таким образом, чтобы дно ведерка находилось на уровне глаз ребенка.

Флюгер — метеорологический прибор для измерения направления ветра.

Флюгеризготовленв форме вращающегося на опорной оси «Карлсона», который позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.

Солнечные часы —  прибор для определения времени по изменению длины тени от гномона и еѐ движению по циферблату.

                   Горизонтальные солнечные часы выполнены из фанеры. Циферблат находится на  подставке строго горизонтально. Стрелка  (гномон) представляет собой треугольник , один из углов — прямой (90 градусов), второй — широта  местности (то есть в Москве, это будет треугольник с углами 90 и 55 градусов). Устанавливаем треугольник на местности, где у нас планируются часы, ориентируясь по компасу, на север. Деление циферблата на часы-сектора производится механически.

     Заводим таймер, и каждый час отмечаем деления.

 Ветряной рукав – это метеорологический прибор для  определения силы ветра. Длина рукава 70 см и устанавливается на вращающейся опорной оси.

Термометр– прибор для измерения температуры воздуха. Приобретенный  в магазине обыкновенный термометр  позволит с помощью воспитателя детям определить температуру окружающего воздуха и изучить такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д. Месторасположение на стойке выбрано по причине безопасной эксплуатации – на высоте недоступной для повреждения, а как следствие исключающей травмирование детей. Наблюдение за показаниями рекомендуется проводить с подставки под непосредственным контролем воспитателя.

Рекомендации.

При решении воспитателем указанных дидактических задач, целесообразно в каждой группе вести дневники наблюдений, оформленные таким образом, чтобы дети смогли самостоятельно разобраться во внесенных в них данных.

В целях улучшения качества усвоения изучаемого материала, повышения интереса детей к проведению исследований, методически правильным будет использование воспитателями игровой формы общения посредством чтения тематических стихов о временах года и природных явлениях, а также загадывания загадок о них.

С целью формирования представлений детей о взаимосвязи  растительного мира и погоды  рекомендуется  посадить  на территории метеоплощадки некоторые из «растений –предсказателей погоды» 

«Растения — предсказатели» погоды:
1.Ноготки развернули венчики рано утром — ожидается ясная погода, после полудня — дождь, гроза.
2.Одуванчик сжимает свой шар — быть дождю
.
3.Перед дождем фиалка сгибает стебелек, дрема и жимолость — облеплены насекомыми
.
4.Вьюнок закрывает свой венчик перед дождем, а накануне солнечного дня обязательно раскрывает его даже в пасмурную погоду,
5.Клевер съёживается, а цветы мальвы сникают и свертываются — к дождю
.
6.Клевер сближает листочки наклоняются — перед ненастьем.
7.Если цветок звездчатки (мокрицы) не поднимаются и не раскрываются до девяти часов утра
. — Днем жди дождя.
8.Цветки заячьей капусты остаются на ночь открытыми — перед дождем, закрываются — к хорошей погоде
.
9.Цветы жимолости перед дождем издают особенно сильный аромат, а перед засухой вообще теряют свой аромат
.
10.Ветер поворачивает листья на деревьях верхней стороной вниз — к дождю
.
11.Листья клена начинают «лить слезы» ещё за 3-4 суток. Выделяя капельки сока у основания черенков.
12.Перед дождем цветки желтой акации выделяют больше нектара и сильнее пахнут.

 05.07.2018
 полезные статьи

Солнечные часы: что делать, если солнца нет?

Вариантов несколько. Можно посвятить занятие теме «Стороны света». Солнечные часы на нашей метеоплощадке имеют обозначения: «Север», «Юг», «Запад» и «Восток». Часы монтируют так, что условные обозначения показывают действительные направления.

Можно поговорить о движении планет. Возьмите фонарик, это будет Солнце. Столешница часов — Земля. Покажите ребятишкам, как солнце освещает нашу планету в движении, и как при этом меняется и движется тень от предметов.

В пасмурную погоду предложите детям самим разгадать, почему сегодня на солнечных часах нет тени. И зачем вообще люди придумали часы. Конечно, после сбора версий и предположений воспитателю следует рассказать, как было на самом деле.

Зачем осадкомер зимой?

Зима редко приходит и уходит строго по календарю. Зависит от региона. В любом случае, при правильном размещении метеоплощадки, осадкомер показывает точный уровень дождя, снега, града. Также показания этого прибора дополняют детские знания о видах осадков понятием об их интенсивности.

Что делать с линейкой для измерения снежного покрова летом?

Если в Вашем городе летом снега нет, это не повод забыть об этой линейке. Есть как минимум два способа использовать метеорологический измерительный прибор с пользой.

  • Уличный ростомер сэкономит время воспитателю и покажет, как быстро растут дошколята. Кто сказал, что измерять рост можно только у стены или в кабинете медсестры? На прогулке это даже веселее. Положите рядом тонкий коврик, чтобы дети становились на него босыми ногами. Так не придется делать поправку на высоту подошвы или каблучка.
  • Измеритель высоты газона. Наблюдайте вместе с малышами, за ростом травы на площадке. Обратите внимание детей, что после дождя рост ускоряется, а в засушливые периоды замедляется.

Почему термометр и гигрометр доступны для восприятия детей?

По данным ЮНЕСКО, сегодня у детей объем долговременной памяти порядком больше прежнего, а проходимость оперативной памяти — намного выше. То, что было «сложно» для предыдущих поколений, дети компьютерной эпохи обрабатывают с удивительной легкостью.

Дошкольники умеют пользоваться смартфонами и планшетами, играют в стратегии и другие компьютерные игры. Их родители узнают погоду из онлайн-приложений. У таких детей отлично развито восприятие условных обозначений и схем. Поэтому сегодня педагогу детского сада намного проще объяснить воспитанникам принцип работы или хотя бы назначение термометра и гигрометра.

Ребята с интересом рассматривают термогигрометр, который так отличается от обычных игрушек. Некоторые дети, регулярно посещая метеоплощадку, сами начинают замечать, что в приборе с прошлого раза что-то изменилось (высота ртутного столба, положение стрелки).

Зачем на метеоплощадке меловой стенд?

Чтобы упростить работу воспитателю и облегчить восприятие новой информации для дошкольников. На стенде можно вести записи и рисовать. При помощи магнитов удобно размещать демонстрационные материалы по теме занятия.

Примеры:

  • рисуйте и изучайте с малышами условные обозначения осадков, тумана, изморози и т.д.;
  • показывайте вектором динамику температуры воздуха: стрелка вверх — жарче, чем вчера, стрелка вниз — холоднее;
  • прикрепите плакат с изображением всех времен года, чтобы дети определили по картинке, какая сейчас пора (нашли в окружающей их природе сходство с одной из картинок).

Пользуясь стендом, педагогу проще управлять вниманием группы. Дети адаптируются к обучающей среде, которая их ожидает в школе.

Зачем метеобудка и почему она такая большая?

Метеобудка защищает метеоприборы от прямых солнечных лучей, а также от ветра, тумана, снега, дождя и града. Навесной замок ограничивает доступ детей и посторонних лиц к содержимому.

От размеров и воздухопроницаемости метеобудки зависит, насколько достоверные данные покажут термометр, барометр и гигрометр. В большой и проветриваемой метеобудке температура, влажность и атмосферное давление такие же, как и снаружи.

Будка на метеоплощадке «Умничка» имеет размеры 50 см х 50 см х 80 см (Д*Ш*В). Через многочисленные щели в стенках поступает воздух. При этом, благодаря особой конструкции, ни ветер, ни осадки в будку не проникают. Поэтому измерительные приборы годами показывают точные данные и не выходят из строя.

Зачем на метеоплощадке нужны цветы?

Подсолнухи поворачиваются за солнцем в течение дня: на утренней прогулке дети отмечают, что цветы «смотрели» в одну сторону, а после полдника — в другую.

Цветы календулы и одуванчика «прячутся» перед дождем. Пользуясь подсказками этих и других цветов-барометров, ребята сами узнают (прогнозируют), будет ли в ближайшее время дождик.

Наблюдение за цветами — вестниками погоды — помогает ребятам убедиться на личном опыте, что в природе все взаимосвязано. Такие наблюдения формируют основу экологического мышления детей, приучают к созиданию, развивают художественный вкус.

Дети, которым разрешают поливать цветы, чувствуют себя ответственными за важное дело. Кроме старательного отношения к труду, уход за растениями развивает у детей чуткость и заботливое отношение к природе.

В набор к метеоплощадке «Умничка» входят семена только тех растений, которые реагируют на природные явления и изменение погоды:

  • маленькие подсолнухи,
  • петуньи,
  • календула,
  • бархатцы и многие другие.

Нужен ли ловец облаков зимой?

В морозную пору на небе не образуются кучевые и грозовые облака (крайне редко на Байкале). Для них, помимо прочих условий, необходимо движение теплых воздушных масс. Однако это не значит, что зимой вообще не бывает облаков.

По морфологической классификации в природе существует 16 видов облаков.

Понаблюдайте за зимним небом или откройте фотоснимки прошлых лет. Мы сами не ожидали, что российская зима так богата на слоистые, перистые, перисто-кучевые и слоисто-кучевые облака.

Вооружившись варежками, ловцом облаков и отличным настроением, можно даже в январе «выйти на охоту». Познакомьте дошколят с высокими облаками из крохотных льдинок. Поверьте, небо «в перьях» запомнится на всю жизнь.

Вместо заключения

Если у вас остались вопросы по комплектации или использованию нашей метеоплощадки для детских садов, пишите в комментариях. Также принимаем предложения по улучшению и модернизации. Ответим всем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *